Комплексный подход к цифровизации производства

Комплексный подход к цифровизации производства

Как обеспечить успех корпоративной цифровой трансформации? Участники недавней конференции делятся рядом рецептов.

Побывал недавно на семинаре «Цифровизация производства: практические аспекты», организованном и проведенном Ниной Хридиной и Алексеем Германовым из «Института опережающего образования» с участием и под эгидой официальных органов Свердловской области, отвечающих за цифровое развитие событий на Урале. Думал, будет скучное мероприятие, но исписал кучу страниц: интереснейшие спикеры и масса новых мыслей. Приведу выборочно несколько тезисов, в наибольшей степени задевших меня лично.

«Цифровизация есть не абстракция, но способ реализации новых функций», — заметил один из наиболее интересных выступающих, заслуженный новатор народного хозяйства Александр Гофенберг. С одной стороны, цифровизация — за счет повышения точности и «облачной» доступности информации — позволяет «работать без склада», работать на минимуме ресурсов, обойтись без внедрения сложных систем и т. д. С другой стороны, цифровизация есть так же и конверсия оборонных технологий, в которые еще в советское время были вложены мириады ресурсов, но которые лежат на полке и не используются. Именно эти уже сделанные нашим обществом огромные хайтек-инвестиции, уже имеющиеся уникальные технологии с окупаемостью 1–2 года являются сегодня, если верить президенту, основным резервом несырьевого развития России, подчеркнул докладчик.

Еще один заслуженный цифровизатор Александр Давыдов из интеллектуальной корпорации NAUMEN рассказал о реальном опыте на всех парах идущей цифровой трансформации — «предсказательном обслуживании оборудования», «когнитивном поиске» и «экзоскелете для мозга». Цифровая трансформация рабочих мест (ЦТРМ) окупается в среднем за год, рассказал профессионал, и идет бешеными темпами во всех сферах экономики: если сегодня цифровизировано несколько процентов объема нашей экономики, то на протяжении следующих 10–12 лет будет цифровизировано практически все под завязку. Докладчик нарисовал неумолимо загибающуюся кривую цифровой трансформации экономики, и подчеркнул, что необходимо вскакивать на этот поезд пока не поздно.

Просветитель предпринимательских сообществ Григорий Батухтин рассказал о том, как тренирует людей на исполнение такой роли как «директор цифрового офиса». Специальная «цифровая песочница», сказал специалист, «цифровая игра» для предпринимателей и руководителей устанавливается на компьютер за 10 минут и позволяет на тактильном уровне ощутить и разобраться с тем, что же такое цифровые технологии, и что они могут дать предприятию.

Психологи Дмитрий Шкарин и Михаил Полянский рассказали смешную и поучительную историю о толстом человеке, осужденном на смертную казнь на электрическом стуле — в который этот человек никак не помещался в силу своего размера! Тюремщики посадили этого человека на диету, потом на воду — но он лишь толстел и толстел и все никак не влезал в электрический стул! Критическое значение в любых преобразованиях играет внутренняя мотивация (не внешнее стимулирование!) и, в частности, внутренняя идентичность человека, подчеркнули специалисты. Соответствует ли преобразование, которое я реализую, моему представлению о том, кто я? Надо, чтобы человек ответил себе на этот вопрос положительно, иначе поддержки в преобразованиях от него не дождешься.

Щекотливый вопрос «мотивации к преобразованиям» неоднократно звучал на протяжении конференции. Почему прорывные технологии есть — бери, так сказать, и делай — но при этом они не внедряются? — риторически вопрошали и участники, и докладчики. Почему новая жизнь начинается с таким скрипом? Александр Гофенберг, на наш взгляд, наиболее остро и четко сформулировал камень преткновения на пути успешных преобразований: 90% работников уверены, что перемены нужны наверху — но руководство наоборот считает, что они все делают правильно, и это подчиненные плохо работают. Мы в РКГ «Стратегии устойчивого развития» радикально согласны с этим диагнозом: организации сплошь да рядом функционируют в режиме «вымещения ответственности» на других, в режиме «выученной беспомощности». Каждый считает, что преобразования — во власти других, но не в его власти. Эта «оптическая иллюзия» портит людям и организациям много крови; она портит всю жизнь.

Зачинщик всего процесса Нина Хридина завершила встречу тезисом о том, что людей уже тошнит от технологий. «Вложили миллиарды, но воз и ныне там», — привела она слова одного руководителя. Как только консультант уходит с предприятия, все преобразования останавливаются. В ответ на этот вызов «Институт опережающего образования» предлагает комплексную образовательную услугу не просто по передаче информации, не просто по передаче знаний заказчикам и их сотрудникам — но по созданию у людей, у сотрудников предприятий стимулов к саморазвитию.

Алексей Пан

Источник: https://стратегическаясессия.рф/комплексный-подход-к-цифровизации-производства