К.Н. Андрианов: положение пожилого населения надо улучшать экстренными мерами

18.10.2018 Нет комментариев

Андрианов Константин Николаевич —Советник Первого Заместителя руководителя Фракции «Справедливая Россия» в ГД ФС РФ», член рабочей группы «Честная и эффективная экономика» ОНФ, к.э.н. профессор, академик Международной Академии менеджмента.

Из выступления на Круглом столе в государственной Думе 18 октября 2018 г.

Реальная пенсия в России еще не восстановилась до предкризисного уровня, по последним статистическим данным — фактическая пенсия в 8-10 раз ниже, чем в странах Западной Европы и в 2-3 раза, чем в странах Восточной Европы. Стоит отметить, что система пенсионного обеспечения в России крайне несправедливая. При выходе на пенсию люди получают лишь в среднем около 33% от размера своей прежней заработной платы, что в 1,5-2 раза ниже аналогичных показателей Европы. Усугубляет проблему еще тот факт, что возможности повышения реального уровня жизни пенсионеров нейтрализуются низким уровнем государственных расходов. Их доля в федеральном бюджете в 2018 году всего около 2,7%. Затраты на здравоохранение, ЖКХ еще больше снижают покупательскую способность пенсионеров, делая крайне низкой.

Из этого можно сделать вывод, что государство, выплачивая пенсию по старости, не выполняет свою главную задачу — социальная защита гражданина при утрате им трудоспособности. Пенсионная система России в текущих реалиях обеспечивает пенсионерам гарантированную нищету, поместив в зону социального бедствия. Недавно был принят закон, вносящий поправки в пенсионную систему, в частности, повышение пенсионного возраста. Но даже сейчас, в текущей ситуации, когда выход на пенсию для женщин в 55 лет, а для мужчин в 60 — до него не доживают 10% женщин и 20% мужчин. После повышения пенсионного возраста процент не доживших до пенсии будет 40% у мужчин и 20% у женщин.

Хотелось бы отметить то, ради чего все было сделано — правительство рассчитывает за счет повышения пенсионного возраста за несколько лет получить 2,5 триллиона рублей. Хотя на сегодняшний день профицит бюджета уже составляет 900 млрд. рублей, и это за полгода. Растет Фонд национального благосостояния, в котором 5 трлн рублей. В этих условиях не выдерживает никакой критики довод со стороны правительства, что затраты на пенсионное обеспечение очень высокие. Хотя по статистике затраты на пенсионное обеспечение в России являются крайне мягкими на фоне мировых стандартов. Объем затрат в обеспечении составляет 7,5% к ВВП. Для сравнения, если взять страны Восточной Европы, включая Словакию, Румынию, этот показатель в районе от 10% до 12%. В Португалии и Франции — 14%, в Италии — 16%. Таким образом, нагрузка на экономику России, связанная с пенсионным обеспечением, одна из самых низких в мире. Это еще один довод, который разбивает в пух и прах аргументы правительства, которые оно предоставило при повышении пенсионного возраста.

Стоит отметить, что для повышения пенсионного возраста не существовало и не существует никакого демографического резерва, потому что уже в возрасте 65 лет — возраст дожития в России для мужчин меньше года, для женщин — 10 лет. Для сравнения: в странах ОЭСР эти показатели 15 и 20 лет соответственно. Таким образом, повышение пенсионного возраста приведет к тому, что значительная часть застрахованных граждан фактически и физически не сможет воспользоваться своими пенсионными правами. И вторая потенциальная угроза — усугубление проблемы безработицы, потому что рынок труда в России совершенно не готов к приему пожилых граждан, которые уже сейчас имеют проблемы с трудоустройством. По имеющимся прогнозам при поднятии пенсионного возраста уже в 2019 году пенсии не увидит 1,5 миллиона человек, при этом по прогнозу Министерства экономического развития РФ будет создано всего лишь 300 тыс. рабочих мест. Т.е. 1,5 миллиона человек останутся без работы, а 300 тыс. гипотетически будут иметь рабочие места, при этом нет никакой гарантии, что обозначенное количество рабочих мест будет создано. К 2025 году в результате этой реформы почти 14 млн человек остается без работы, а Министерство развития обещает создать 1 млн 800 тыс. рабочих мест. И в этом тоже нет никакой гарантии.

Возникает логичный вопрос — что делать гражданам, которые после повышения пенсионного возраста остаются без пенсии и без работы. Очевидно, что пенсионная реформа нуждается в неотложной реализации реанимационных мер. Поддержка пенсионеров должна стать одним из приоритетных вопросов социальной политики государства. А социальная политика, в свою очередь, должна стать одним из приоритетов всей национальной политики страны. Для изменения сложившейся ситуации необходимо сделать откат по повышению пенсионного возраста и вернуть прежний уровень, сохранив все существующие льготы. Отменить новую формулу расчета страховой пенсии, что уберет путаницу в расчете и снизит зависимость от дохода бюджета в ПФР. Необходимо установить на регулярной основе индексацию пенсий в полном объеме для всех пенсионеров вне зависимости есть работа или нет. Увеличивать пенсию следует не на уровень официальной, а социальной инфляции, потому что процент официальной инфляции и процент, на который увеличивается стоимость жизни, очень разные. Поэтому индексация должна быть не номинальной, а реальной. Необходимо увеличить величину прожиточного минимума пенсионера до средней по стране стоимости набора товаров и услуг биологического минимума — это порядка 20-22 тыс. руб в месяц. Следует законодательно установить норму, согласно которой, трудовая пенсия в самом начале должна быть не менее 50% от прежнего заработка. Необходимо отменить существующий потолок взимания пенсионных взносов и ввести взимание социальных взносов со всех доходов. Отказаться от регрессивной шкалы страховых пенсионных взносов и установить 22% для всех работников, что принесет дополнительный доход в бюджет в размере 600 млрд рублей. Это в два раза больше, чем правительство планирует получать от повышения пенсионного возраста.

Существует целый ряд предложений, в частности, ввести у всех российских пенсионеров единую карту пенсионеров, чтобы убрать региональное рабство. Должен быть бесплатным проезд независимо от региона проживания. Необходимо создать демографически ориентированную пенсионную систему, основанную на предоставлении гражданам права передачи части средств из пенсионных накоплений своим родителям, где средства будут поступать на индивидуальные лицевые счета родителей в ПФР. Также существует потребность в разработке и реализации комплексных стратегий повышения уровня жизни пожилых людей в РФ — создание реабилитационных и досуговых центров, центров оказания социальной помощи, развитие программы оздоровительного туризма.

Поделиться...