А.Ю. Манюшис: Развитие бизнес-образования - ключевой фактор роста

А.Ю. Манюшис: Развитие бизнес-образования - ключевой фактор роста

Президиум и Дирекция Международной Академии менеджмента поздравляют члена Президиума МАМ, доктора экономических наук, профессора Альгирдаса Юозовича Манюшиса с назначением на должность ректора Московского Международного Университета и предлагают читателям сайта большое интервью, подготовленное в конце 2018 года

Альгирдас Юозович, вы – крупный профессионал в менеджменте образования, один из организаторов первого большого негосударственного вуза страны – Московского Международного Университета. За прошедшие два с лишним десятка лет с момента принятия первого закона об образовании менялись вехи образовательной политики, представления о предназначении образования и даже о его философии. Сегодня происходит новая переоценка роли образования в жизни человека, деятельности управленца и бизнесмена, перестраиваются стандарты, программы, содержание и методы осуществления образовательной деятельности. Что образует “базовый элемент” образования сегодня, какова его роль в новой стратегии опережающего развития?

Одним из базовых элементов новой стратегии, ведущим драйвером опережающего развития является концентрация внимания на человеке, повышении качества человеческого капитала. Это обусловлено рядом факторов, являющихся прямыми следствиями глобальных вызовов 21-го века мировому сообществу.

Рост социальной напряженности, деградация окружающей среды, истощение невозобновляемых природных ресурсов, отрыв финансовой системы от реальной экономики, возникновение «финансовых пузырей», крахи на биржах, опасность суверенных дефолтов и т. д. — все это свидетельствует о несостоятельности глобальной экономической системы, в основу которой положен финансовый капитал как абсолютная, самодостаточная и неприкасаемая ценность.

Одним из ключевых вопросов сегодня — формирование новой парадигмы социально-экономического развития и новой управленческой культуры с Этикой, Моралью и Социальной ответственностью, основывающихся на базовых общечеловеческих ценностях и непосредственно определяющих важнейшие управленческие решения.

Зададимся вопросом: «Догадывались ли о последствиях надувания «финансовых пузырей» и формирования «токсичных активов» владельцы и топ-менеджмент крупнейших банков, страховых компаний, да и национальных и международных финансовых институтов?». Ответ очевиден. Не только догадывались, но и точно знали, что рано или поздно кризис произойдет.

Но такая стратегия представлялась наиболее привлекательной, «эффективной». И, конечно, финансовые магнаты были уверены, что их структурам и тем более им лично ничего не грозит. «Свои своих не бросят». В основном так и получилось: основные усилия правительств (и у нас, и на Западе) были направлены на спасение главных виновников кризиса — крупнейших финансовых институтов.

Какие критерии эффективности социально-экономического развития актуальны в настоящее время?

Критериями эффективности становятся качественные характеристики и, в первую очередь, ориентированность экономики и общественного развития в целом на инновации в самом широком смысле слова: развитие научного и технологического потенциала, восприимчивость экономики к современным вариантам научно-технического прогресса, переход к цифровой экономике.  

Более того, определяющими (и не только в декларативном, но и в практическом плане), становятся комплексные социальные характеристики: экология, здравоохранение, образование, среда обитания и жизнедеятельности, возможность самореализации и т.д., — все то, что обобщенно называют качеством жизни современного человека.

Как критерии эффективности повлияли на требования к менеджменту?

Рассматривая стратегии развития региона сегодня уже нельзя ограничиваться только экономическими показателями, поскольку именно на определенной территории люди реализуют важнейший комплекс своих жизненных интересов: в комфортных условиях жизни, здоровой окружающей среде, образовании, здравоохранении, культуре, услугах социальной инфраструктуры, сферах приложения труда и возможностях профессионального роста и самореализации как творческой личности.

Соответственно, меняются и требования к менеджменту. Одной из важных задач не только бизнес-сообщества, но и общества в целом, является формирование новой управленческой культуры и поиск эффективных систем менеджмента на всех уровнях: от локального до глобального. В острой конкурентной борьбе будут выживать те компании и корпорации, а также те страны и регионы, которые смогут найти новые эффективные подходы в менеджменте. Эффективные управленческие решения будут решающим фактором преодоления нынешнего системного кризиса и построения новой глобальной экономики.

«Эффективный менеджмент —залог успеха», — сегодня это стало аксиомой. Мировой опыт убедительно показывает, что без адекватного современным требованиям управления не дадут должного эффекта ни капитальные вложения, ни самые современные машины и технологии, ни наличие квалифицированных рабочих и инженеров. Можно с уверенностью сказать, что обеспечение эффективного менеджмента — один из главных глобальных вызовов XXI-го века мировому сообществу.

Какова важная составляющая современного менеджмента?

Менеджмент — это в первую очередь кадры, которые и сегодня «решают всё». Иными словами, необходимо понять, какие, собственно, требования мы должны предъявлять к современному менеджменту и к современному менеджеру как носителю идей этого менеджмента?

Поэтому проблема подготовки современных управленческих кадров — как для государственных структур, так и хозяйствующих субъектов, — чрезвычайно актуальна. Целенаправленное опережающее развитие управленческого образования должно стать мощным рычагом повышения эффективности экономики.

Качество человеческого капитала, и в частности, управленческих кадров, становится для России тем важнейшим внутренним фактором, который поможет компенсировать нехватку инвестиций и других ресурсов экономического развития.

Насколько готова образовательная система в России к подготовке управленческих кадров?

Образовательная система в России нуждается в системной трансформации, включающей институциональную, организационно-экономическую, технологическую и техническую трансформацию. Конкретные направления трансформации и ее механизмы — институциональные, финансово-экономические, организационные —  должны формироваться внутри страны. Ключевыми факторами успешного развития вузов будут становиться конкурентоспособность, гибкость, быстрота реагирования на изменения (ответы на вызовы), преодоление естественной инертности, вариативность предлагаемых образовательных продуктов.

Нужны ли России новые менеджеры?

Сегодня часто в прессе и даже с высоких трибун можно слышать хлесткое высказывание «России не нужны новые менеджеры, экономисты, финансисты, юристы …». Пикантность ситуации в том, что сами критики-громовержцы являются менеджерами высокого уровня.

Поставим мысленный эксперимент. Может ли армия выиграть сражение без командующего? Приплывет ли корабль в порт назначения без капитана? Была ли бы компания APPLE столь же эффективна без Стива Джобса? Ответы очевидны. Как гласит древняя китайская мудрость: «Ни один ветер не будет попутным, если капитан не знает порта назначения».

И дело здесь не в отдельных более или менее талантливых личностях, а в принципах организации современных сложных социально-экономических систем. Поэтому вопрос «нужны или не нужны менеджеры?» некорректен: безусловно нужны «хорошие» менеджеры, способные высокоэффективно работать в рамках глобального мирового экономического пространства, и не нужны «плохие», способные лишь к перекладыванию бумажек.

Насколько сильные руководители составляют основную движущую силу в бизнесе и государстве в настоящее время?

Даже самый поверхностный анализ показывает, что часто — это люди, не имеющие системного образования в области менеджмента.

Менеджерами-практиками очень часто становятся физики, математики, инженеры. Все они очень серьезные специалисты. Но опыт XX века свидетельствует, что менеджмент — это особый вид человеческой деятельности, требующий от руководителя целого набора специальных качеств и в особенности способностей принимать решения и руководить людьми.

Тот подход, который бытовал в начале и даже середине XX века: что менеджменту можно научиться только или в основном на практике, и хороший инженер, набравшись опыта, автоматически станет хорошим руководителем цеха, завода, министерства, — себя уже изжил. Менеджер, и особенно руководитель — это специальный человек. Таких людей — потенциальных руководителей, — надо специальным образом находить, отбирать, оценивать, продвигать, а этому виду деятельности (менеджменту, руководству, лидерству) специально обучать.

Получается, что вопрос подготовки кадров выходит на национальный уровень?

Да, безусловно, подготовка кадров должна рассматриваться как приоритетная задача и соответственно получать активную поддержку как со стороны государства, так и предпринимательских кругов.

Необходимо модернизировать национальную систему государственного лицензирования, аттестации и аккредитации учебных заведений и программ, расширяя систему общественно-профессиональной аккредитации.

По существующим оценкам российской экономике сегодня требуется примерно 13 миллионов работников, получивших профессиональное бизнес-образование.

Спрос на программы высшего профессионального образования в области экономики и менеджмента превышает 6 млн. чел. (44%), а на программы дополнительного профессионального образования по экономическим и управленческим специальностям — 7 млн. чел. (60%). Потребность в выпускниках программ MBА составляет порядка трех миллионов человек. А выпуск по программам MBА в Росси сегодня — 7-10 тысяч человек в год. Так что здесь обширное поле для развития системы профессиональной подготовки и переподготовки управленческих кадров.

Насколько масштабной должна быть система бизнес-образования в России?

В систему бизнес-образования в широком смысле, должны быть вовлечены хозяйственные кадры всех уровней, а также широкие слои населения (в том числе, непосредственно не связанные с хозяйственной деятельностью и управлением): предприниматели, кадры хозяйствующих субъектов (государственных, муниципальных, частных), кадры государственных органов экономического управления, все желающие. Особую сферу представляет система непрерывного профессионального образования — подготовки, переподготовки и повышения квалификации хозяйственных кадров.

Программы высшего профессионального образования должны быть увязаны с системой краткосрочных программ дополнительного образования в области менеджмента, маркетинга, управления персоналом, Public Relations, финансов и кредита, ценных бумаг, бухгалтерского учета и аудита, инвестиционного проектирования и бизнес-планирования, оценки имущества, прикладных информационных технологий, иностранных языков и др.

В подготовке хозяйственных руководителей очень важно предусмотреть возможность направления на зарубежную стажировку. Однако опыт показывает, что эта форма является эффективной только при предварительном прохождении базового курса обучения (включая иностранный язык) на родине. Исходя из этого положения, необходимо пересмотреть соотношение средств, направляемых на обучение руководителей «дома» и за рубежом, в пропорции 2/3 к 1/3.

Высшей ступенью профессиональной переподготовки менеджеров бизнес-структур являются программы «Мастер делового администрирования, МВА». Необходимость наличия степени МВА является сегодня обязательным условием занятия управленческих должностей высокого уровня во многих передовых российских и зарубежных компаниях.

С какой целью была создана профессионально-общественная аккредитация образовательных программ?

Главная цель проводимой ВЭО России профессионально-общественной аккредитации — повышение качества подготовки экономических и управленческих кадров, повышение их конкурентоспособности на российском и международном рынках труда, усиление связи образовательных программ с реальной экономикой и бизнес-сообществом, обеспечение соответствия квалификационных характеристик выпускников национальным и мировым стандартам бизнес-образования.

Кем осуществляется аккредитационная экспертиза и каковы ее функции?

Аккредитационная экспертиза осуществляется экспертами ВЭО России. По результатам аккредитационной экспертизы выносится обоснованное решение: полная аккредитация, условная аккредитация, отказ в аккредитации. Образовательные программы, успешно прошедшие аккредитационную экспертизу, получают Свидетельство о профессионально-общественной аккредитации установленного образца.

Результаты профессионально-общественной аккредитации направляются в Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки для дальнейшего использования в процессе государственной аккредитации этих образовательных программ, мониторинга эффективности образовательных организаций и других форм оценки образовательных организаций и программ.

Результаты аккредитационных экспертиз используются при формировании рейтинга лучших образовательных организаций и образовательных программ. Данный рейтинг ведется ВЭО России совместно с Издательским домом «Экономическая газета» и публикуется в профильных экономических изданиях (печатных и электронных) с установленной периодичностью обновлений.

Готовы ли менеджеры России к сотрудничеству с менеджерами СНГ?

Подготовка современных менеджеров, способных на одном языке общаться с коллегами из других стран, — важное условие развития сотрудничества стран СНГ, углубления их интеграции в глобальное мировое экономическое сообщество.

В настоящее время в ряде стран СНГ усиливаются объективные интеграционные процессы, подписано соглашение о создании единого экономического пространства в составе России, Белоруссии и Казахстана. 9 декабря 2010 года Россия, Казахстан и Беларусь подписали все 17 документов по созданию Единого экономического пространства.18 ноября 2011 года в Москве Президент России Дмитрий Медведев, президент Беларуси Александр Лукашенко и глава Казахстана Нурсултан Назарбаев подписали документы следующего этапа интеграции: Декларация о Евразийской экономической интеграции, Договор о Евразийской экономической комиссии, Регламент работы Евразийской экономической комиссии.

29 мая  2014 года подписан Договор о Евразийском экономическом союзе, который вступил в действие 8 мая 2015 года. Реальным шагом в области экономической интеграции стало создание Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества.

Какую роль играет в формировании сильных менеджеров Международный университет?

Международный университет первым среди негосударственных ВУЗов России получил государственную лицензию, а затем и государственную аккредитацию по реализуемым программам высшего образования. Практически сразу же Университет начал реализацию программ переподготовки менеджеров, включая программы высшего уровня – МВА.

В 1993 году наши программы «Магистр менеджмента» получили российскую государственную аккредитацию и состоялся первый выпуск магистров. В 1996 году программы МВА и ВВА Международного университета первыми в России получили международную аккредитацию Европейского совета по бизнес-образованию (European Council for Business Education).

В 2000 году Международный университет в числе первых 30 ведущих ВУЗов России получил лицензию и аккредитацию на право реализации программ «Мастер делового администрирования – Master of Business Administration, (МВА)» с выдачей дипломов государственного образца.

В настоящее время в Международном университете сложился современный образовательный комплекс, охватывающий программы высшего профессионального образования экономического и управленческого профиля всех уровней: бакалавр, специалист, магистр, а также аспирантура, докторантура и программы дополнительного профессионального образования, включая программы профессиональной переподготовки менеджеров высшего уровня МВА, ЕМВА и DBA.

На чем основывается бизнес-образование в Международном университете?

При разработке концепции развития программ бизнес-образования мы выработали методологический подход, основу которого составляют три группы ключевых вопросов: кого учить? чему учить? и как учить? Причем, для программ бизнес-образования важна именно такая последовательность постановки этих ключевых вопросов.

Важно четко определить базовые характеристики целевой группы слушателей: уровень (руководители, специалисты, вспомогательный персонал), стаж (опытные работники, молодые менеджеры), отраслевая принадлежность (промышленность, торговля, банковский сектор), специализация в системе управления организацией (линейные руководители, функциональные менеджеры — экономика, финансы, маркетинг, логистика, кадры) и т.д.

На кого ориентированы программы МВА?

Программы МВА ориентированы на профессиональных управленцев, имеющих опыт работы в бизнесе и менеджменте (не менее 2-х лет), обладающих потенциалом к развитию предыдущего опыта работы, приобретению на продвинутом уровне новых знаний об организациях, действующих в современной деловой среде, выработке компетенций по их применению в различных (в том числе, не типичных) деловых ситуациях, формированию способности к управлению в условиях перманентных изменений и неопределенности.

Обучение на программах МВА прежде всего предусматривает формирование менеджеров-дженералистов, подготовку их к ролям лидеров и реформаторов в компании; развитие у них стратегического мышления, предпринимательских навыков, способностей к инновациям, практических навыков применять знания в области бизнеса и менеджмента к комплексным деловым проблемам в разных ситуациях; приобретение и развитие межличностных навыков работы в группах; формирование способностей к самоменеджменту, непрерывному обучению и личностному развитию.

Включены ли в образовательную программу какие-то специальные обучающие технологии?

Программа МВА в ВШБМ построена на основе создания адаптивной обучающей среды, интерактивных методов обучения, разбора кейсов, проведения дискуссий, «круглых столов», профессиональных тренингов, развития навыков «командной» работы менеджеров с акцентом на использование современных IT в экономике и менеджменте. Особое значение мы придаем профессиональным тренингам, в процессе которых слушатели приобретают практические навыки, необходимые современным менеджерам.

Исключительно полезным слушатели считают обсуждение проблем реального бизнеса в рамках регулярно проводимых мастер-классов и круглых столов с участием крупных ученых и руководителей компаний по общей проблематике «Управление современной компанией».

В Международном университете создана специальная дискуссионная площадка (панель) – Дискуссионный клуб менеджмента «Вызовы XXI века». В рамках дискуссионного клуба обсуждаются актуальные проблемы бизнеса и менеджмента.

Какие перспективы развития бизнес-образования в России?

По оценкам экспертов 50% полученных сегодня менеджером знаний обесценятся в течение ближайших полутора-двух лет. Поэтому для того, чтобы качество человеческого капитала (в данном случае – управленцев) соответствовало современным требованиям, подготовка, переподготовка и повышение квалификации менеджеров должны носить не разовый характер, а стать постоянно действующей системой.

Основой перспективного развития наших программ ДПО является принятая передовыми постиндустриальными странами Концепция непрерывного бизнес-образования – Life-Long Learning (Образование в течение всей жизни). Московским международным университетом и Международной Академией менеджмента разработан и реализуется новый эксклюзивный комплекс программ дополнительного профессионального бизнес-образования (ДПО).

В его состав входят краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные программы ДПО, охватывающие основные сферы деятельности современного менеджера и ориентированные на кадры различного уровня: руководители, специалисты, вспомогательный персонал. Венчают условную пирамиду программ ДПО элитные программы профессиональной переподготовки менеджеров высшего уровня «Мастер делового администрирования, МВА».

В каких направлениях будет развиваться Международный университет?

Международный университет ведет активную работу по модернизации процесса реализации основных образовательных программ высшего профессионального образования. Этот процесс идет по трем основным направлениям: новые образовательные программы, модернизация учебного процесса, инновационные образовательные технологии.

Мы стремимся готовить не просто эффективных узкоспециализированных профессионалов, а широко эрудированных людей, разделяющих гуманистические демократические ценности, знающих и способных самостоятельно оценивать современные тенденции мирового развития экономики и общества в целом.

Для решения этой очень непростой задачи в Международном университете разработан и в течение многих лет реализуется собственный методологический подход (своеобразное Know-How), заключающийся в следующем. В начале каждого семестра в течение месяца два раза в неделю проводятся так называемые актовые лекции, на которые мы приглашаем ведущих политиков, деятелей культуры, ученых, успешных предпринимателей.

Спасибо, уважаемый Альгирдас Юозович!

Поделиться ссылкой: