А.В. Яценко: Вопросы экономической стратегии, в свете выполнения майских указов

Выступление Андрея Викторовича Яценко – сопредседателя Национального комитета экологической безопасности России (НКЭБР), члена экспертной группы по экологии Минэкономразвития, члена Совета Отцов при Уполномоченном по правам ребенка
на Форуме экспертов в области управления 15 апреля 2019 года

Тема которую я сегодня поднимаю чрезвычайно актуальна, несмотря многочисленные обсуждения на многочисленных  площадках разного уровня.

Исполнения Майских указов Президента РФ  2018 года призвано изменить экономическую ситуации в стране и является продолжением исполнения майских указов 2012 года (исполнены на  63%).

Предлагаю рассмотреть эти аспекты поподробнее – проблемное поле состоит из 2х основных блоков   –

1.управленческий (отсутствие стратегического планирования, низкое качество управленческих решений, отсутствие системы контроля, высокая коррупционная составляющая  ) 

2. экономическая ситуация в стране (предпринимательский климат)

Пути решения:

административный контроль –

  • создание системы планирования на основе федеральных стратегических документов,
  • внедрение ведомственных и отраслевых систем планирования  ( Мастер план в системе пространственного планирования городов, планирование системы пространственного развития )
  • цифровизация всех процессов управления ( проект – Открытое правительство,)
  • внедрение проектного управления, проектные офисы – этот формат управления важными задачами через приоритетные национальные проекты оказался более жизнеспособным и результативным, чем другие формы. Например, «Стратегия-2010», «2020», уровень их реализации был от 20 до 40% максимум. Меньше 50% задач было более или менее реализовано. Причём, как правило, второстепенных.Уровень реализации приоритетных проектов, ещё с первых их поколений 2005 года, и затем майских указов был намного выше. В майских указах, к примеру, практически все проекты реализованы более чем на 60%.По российским меркам это очень высокая результативность. Некоторые индикаторы были достигнуты или почти достигнуты.
  • повышения качества гос. аппарата – конкурс Лидеры России, системы рейтингов регионов,
  • 548 Указ – отчет региональных властей по 24 пунктам
  • Недвусмысленный посыл всем чиновникам Путина В.В. в Послании Федеральному собранию – « с таким настроением лучше к снаряду не подходить», «не можете – лучше сразу уйти»

общественный контроль  –

Президент на съезде ОНФ подчеркнул необходимость системы общественного контроля, нужность участия общественных организаций в жизни страны, внедрение структур общественного контроля в структуре региональных властей,

общественные палаты, внедрение системы ОРВ при принятии законов, общественных слушаний,

направление государства на развитие системы НКО, грантовая поддержка инициатив,

президент практически на каждом крупном мероприятии говорит о развитии институтов гражданского общества сформировано новое понимание государственной стратегии – «Какие бы идеальные законы и стратегии ни принимались на основе Конституции, реализация заложенного в них смысла зависит от конкретных людей. Их интеллектуальная энергия, творческая сила – это главное богатство нации и основной ресурс прогрессивного развития.»  – Путин В.В.

финансовая составляющая кризиса  –

  1. План пишется на 6 лет, бюджетное планирование на 3 года
  2. на выполнение майских указов планируется потратить 25,7 триллионов ( 13,1 федеральный бюджет, 7,5 внебюджетные источники, 4,9 расходы регионов, 0,1 – внебюджетные фонды ), запланировано выделить из бюджета  5,7 триллиона в первую трехлетку, т.е. их надо найти, где – у населения и бизнеса, ( пенсионная реформа, увеличения налогового бремени  и т.д. )
  3. Вывод средств за рубеж которому ВВ Путин в 2011 году объявил войну, (В 2018 году – вдвое больше, чем в 2017-м. За первые два месяца 2019-го – уже вдвое больше, чем за тот же период 2018-го.) 1,3 триллиона в 2013 году ,в  420 миллиардов последовательно снижается, всего за 20 лет выведено по разным оценкам от 1,5 триллиона долларов до 2  ( официально с подтвержденными проводками ЦБ – 600 миллиардов долларов ), сколько вывели до 2000 года – точно не известно, но не менее 200 млрд.долларов
  4. Падение доходов населения 7 год подряд, перераспределение трат семейного бюджета в сторону питания ( американцы 7 % сем. Бюджета, россияне 70% ) – прямое следствие – закредитованность населения на 2018 год 16,7 триллионов рублей, ( всего на счетах – около 21 триллиона рублей )
  5. Высокая стоимость кредитования как для бизнеса, так и для граждан, сложность получения средств господдержки и льготного кредитования
  6. Нестабильное правовое поле. Для сравнения в Европе срок действия нормы без изменения 450 суток, в России 18, а в области налогового законодательства 14 суток.

Предприятию невозможно выстроить стратегию для прогнозирования финансового результата.

  • Сокращается количество юридических лиц 4,18 миллиона, но растет число ИП 3,8 миллиона, причем Москва и МО 25,8% ЮЛ и 14,8 ИП от общего количества в России. Для сравнения, в ноябре 2015 года, судя по госреестру, насчитывалось около 3,6 млн ИП и 4,8ЮЛ. Причем, с появлением самозанятых прогнозируется переток ИП в этот сектор.
  • Количество ликвидированных  компаний в 2018 году ( 781 тыс ) превысило в 1,5 раза количество зарегистрированных, тысячи предприятий брошены.
  • В отличии от Европы ( 82% ) в России мал  (2%) сектор семейного бизнеса, что говорит о низком статусе предпринимателя у населения, особенно молодежи, отсутствии преемственности поколений и семейных традиций в бизнесе.
  • Бизнес оптимизирует издержки – сокращает количество работников – данных нет
  • Растет число выезжающих за пределы России. Так, по данным Росстата, достигнув минимума в 32,4 тыс. человек в 2009 году начало расти число выбывших из России. По состоянию на 2017-й год число выбывших увеличилось в 11 раз по сравнению с 2009-м годом и достигло 377 тыс. человек. В то время как число прибывших в Россию увеличилось за этот же период только в два раза.

Все это отражается на качестве предпринимательской активности и как следствие на состоянии экономики в целом, малом количественном секторе МСП в противовес госкомпаниям, что отражается на индексе стоимости бизнеса России.

.

Из чего же состоит индекс стоимости бизнеса? Эксперты оценили сразу 19 показателей в пяти категориях: налоговая нагрузка, безопасность инвестиций, процентные ставки, доступность капитала и макроэкономический фактор, в основе рыночной оценки компании – дивиденды и капитализация, финансовая устойчивость и конкуренция с фондовым рынком, которой в России нет, что приводит к удорожанию кредита для бизнеса.  Т.е. предприятие растет только в долг, а не за счет привлечения капиталов

Какие варианты решения я вижу –

  1. Для граждан – естественно активное участие в процессах формирования гражданского общества, участия в общественной жизни региона, страны, реализация активной гражданской позиции, участие в социальных, инфраструктурных проектах.
  2. Для государства  и бизнеса – капитализация материальных и нематериальных активов.

Впервые,  с 90 –х годов, в России прошла оценка части материальных активов страны –  недвижимость –  ₽672 трлн, полезные ископаемые – ₽55 трлн, биоресурсы – ₽6 трлн. Оценку проводили Росреестр и Министерство природных ресурсов. Не буду обсуждать методику оценки и качество, но это очень важный шаг для страны – Публичная оценка является одним из главных факторов обретения страной не мнимой, а фактической независимости от внешнего влияния, враждебных и чужеродных контуров управления. Особенно с учётом понимания, что основные параметры складываются не в пользу России: при численности населения страны 2,4% от мирового, общая территория России составляет 10% от земной. Мы обладаем 45% мировых запасов газа, 13% нефти, 23% угля и 0,87 гектара пахотной земли на душу населения. Лес составляет 22% от земной «лесной» поверхности.

Со второй половины XX века сосуществуют две стратегии выживания национальных государств в глобальной экономике. Старая, ветхая стратегия — торговля ресурсами страны. И новая — нацеленная на их капитализацию.

Выясняется: по большому счету неважно, чем торговать — нефтью, ураном или услугами офшорного программирования. Факт, что никому на этом пути особо процвести не удается. Страны, торгующие своими ресурсами, — готовые жертвы системы нового колониализма. Транснациональные цепочки добавленной стоимости сконструированы так, что центры ее осаждения расположены вне сферы контроля продавцов. Того, что им достается, едва хватает на простое воспроизводство. В ядре глобальной экономики, играющем роль совокупной метрополии, сконцентрированы новые компетенции и финансовые технологии управления колониальной собственностью.

Капитализация страны — по созвучию с индустриализацией — это систематическая деятельность по превращению всех без исключения ее ресурсов, фондов и активов в работающий капитал. То есть в социальную машину, регулярно приносящую добавленную стоимость.

В чем главный, стратегический ресурс России? Не в газе, не в нефти самих по себе. А в 1/9 земной суши, удельная капитализация совокупных ресурсов которой в пять раз ниже, чем в среднем по земному шару.

В Норвегии например капитализация земли в 7 раз выше российской. При том что статистика бесстрастно свидетельствует: на охлаждение человечество расходует больше энергии, чем на обогрев, жара страшнее холодов.

Гектар пахотной земли в Пензенской губернии стоит в пять раз дешевле, чем такой же — в польской Силезии и в двадцать пять — чем в Нидерландах. Это означает, что, будучи в своем природном качестве практически неотличим от польского и голландского, в качестве капитала он приносит российскому собственнику впятеро меньше, чем поляку. Это означает также, что в качестве залоговой стоимости он позволяет польскому собственнику взять на развитие хозяйства впятеро больший кредит, чем россиянину. 500% форы на старте для восточноевропейских предпринимателей.

Решающий разрыв в капитализации коренится вовсе не на уровне труда–производства. Он генерируется издержками институтов распределения (у нас разрушенных и заброшенных) и институтов обмена (их ветхозаветное качество в РФ отвечает состоянию американских накануне Первой мировой войны). Не «производительность труда», а капитализация квалифицированной рабочей силы, капитализация инженерной и научной компетенции — вот что у нас вчетверо хуже, чем на Западе.

Россия сегодня — главный земной заповедник некапитализированных ресурсов, глобальная неподнятая целина, вторая Антарктида, где лежат под спудом свыше 12% мировых ресурсов всех типов. Один лишь экстенсивный подъем уровня их капитализации до среднемирового уже способен дать прирост всемирного валового продукта в полтора раза! 

  • Капитализация интеллектуальной собственности.

Это самая ценная составляющая в нашей стране, как одной из самых творческих стран планеты. Большинство мировых разработок берут  свое начало в России. Многие технологии вывезены за бесценок в 90-е годы, вывозятся и сейчас но уже значительно меньше.

Регулярно бываю на различных бизнес-конференциях ( особенно китайских ), которые в открытую переманивают наших ученых на работу с переездом в Китай с предоставлением жилья, производственных площадей , финансовых средств.

И в тоже время вижу как наши разработчики уезжают в США, Финляндию и другие европейские страны Европы, так как здесь не нашли поддержки  в коридорах профильных министерств.

Соединенные Штаты Америки являются крупнейшими обладателями результатов интеллектуальной собственности. Уже многие годы США получает за различные отчисления от использования прав на нее баснословные деньги: соответствующие показатели превышают доходы от экспорта сельскохозяйственной продукции. Отдельный вопрос – экспорт, а также соблюдение прав и законных интересов правообладателей за рубежом: самый большой источник дохода в американском бюджета – это поступления от экспорта объектов интеллектуальной собственности: лицензий на использование, авторских прав, товарных знаков, патентов и др. 

По оценкам правительства США, отрасли с интенсивным использованием интеллектуальной собственности прямо и косвенно обеспечивают 45,5 миллионов рабочих мест в Америке, что составляет около 30 процентов всей занятости в Соединенных Штатах –  выдержка из доклада «301»

Основные лидеры регистрации объектов интеллектуальной собственности США, Япония, Китай, наибольший рост показывает Китай 16,8 % за год.

Существуют различные инструменты, позволяющие капитализировать интеллектуальную собственность, от патентного права до

 Что может являться  НМА ( ОИС ) –

– Технологические объекты (изобретения, полезные модели, промышленные образцы, секреты производства (ноу-хау),

-Конструкторская и техническая документация, технические условия);-

-Маркетинговые ОИС (торговые марки, бренды, доменные имена и т.п.);

– Нематериальные активы типа затрат на обработку данных;

– Наработанные бизнес связи, контракты, лицензионные соглашения, договоры франчайзинга;

– Вложения, способствующие продвижению товаров и услуг, веб-сайты, мобильные приложения;

– Клиентская база;

– Модель ведения бизнеса;

– Бизнес идеи.

Страны Евразийского экономического союза сконцентрировались на разработке и использовании “сквозных технологий”, которые могут обеспечить мультипликативный эффект от инвестиций в исследования и разработки. Ключевым ресурсом развития при этом становится интеллектуальная собственность. Участники рынка ЕАЭС, национальные и межгосударственные институты развития, бизнес-структуры консолидируют усилия в создании принципиально новой цифровой инфраструктуры и инструментов для тех, кто создает и использует интеллектуальную собственность.

Сегодня уже создан единый координирующий орган – Совет по цифровой экономике и интеллектуальной собственности при Ассамблее народов Евразии, который предложил набор шагов для глобальной цифровой трансформации и повышения конкурентоспособности ЕАЭС через реализацию стратегической программы развития института интеллектуальной собственности.

Россия выступила инициатором запуска проекта по созданию консорциумов по “сквозным технологиям” Национальной технологической инициативы, которые в свою очередь легли в основу нового проекта Евразийского консорциума “Прикладная наука”. Это платформа для формирования сети общественных цифровых исследовательских институтов (DRnD Network) – системообразующее решение для скорейшего перехода важнейших отраслей к цифровой экономике. “Платформа DRnD Network повысит эффективность коммуникации исследователей и инженеров, организации и реализации научно-технологических проектов, использования результатов и монетизацию научного потенциала”, – рассказал вице-президент по науке и инновациям Федерации интеллектуальной собственности Сергей Матвеев.

Поделиться ссылкой: