Михаил Головин: Алгоритм, который поможет победить несезон в учреждении культуры

Михаил Головин: Алгоритм, который поможет победить несезон в учреждении культуры

Статья Михаила Головина, эксперта Международной Академии менеджмента, директора Дома культура «Нагатино» для Справочника руководителя учреждения культуры (май 2019 года)

Внебюджетные доходы городских учреждений культуры летом падают в 10–20 раз, а есть учреждения, которые в этот период не зарабатывают почти ничего. Наш алгоритм позволит привлечь посетителей даже летом.

Проведите анкетирование

Весной, когда основные посетители еще приходят в учреждение, с ними нужно обсудить планы на лето. Ведь не все уедут сразу, и вам важно понять, кто и когда будет в городе. Анкетирование – самый простой способ, чтобы понять перспективы летней работы.

В анкете следует разместить несколько вопросов. Самый важный – кто и когда уезжает. Вы можете указать месяцы, а посетители просто проставят галочки. В примечаниях они могут обозначить возможные сроки отъезда – это внесет конкретику. Ведь часто уезжают всего на неделю, а не на весь месяц. Наше учреждение проводит анкетирование в апреле. Но здесь важно также понимать, что символ лета – непостоянство. И то, что укажут посетители в анкетах, у некоторых может поменяться.

Следующий вопрос анкеты – планируют ли респонденты посещать ваше учреждение летом. Ведь даже если кто-то не уезжает, то просто решает, что будет заниматься другими делами: отдыхать, менять привычный образ жизни.

В анкете обязательно надо спросить, на какие занятия или мероприятия посетители хотели бы прийти летом. Можно сделать список, где следует поставить галочки и оставить пустое место для предложений. В списке надо сразу указать специальные летние курсы и программы, если они предусмотрены в вашем учреждении.

После анкетирования картина с летней работой становится более понятной. Вы увидите, что работать есть с кем, желающие посещать учреждение летом обязательно найдутся.

Что же можно предложить посетителям летом? Далее мы привели опыт московских культурных центров.

Предложите короткие занятия

Обязательно оставьте развивающие занятия для малышей 2–4 лет. Мамы редко уезжают куда-то с малышом на все три месяца, обычно ждут папиного отпуска. Для учреждений культуры это означает, что в какие-то месяцы малыши точно будут ходить на занятия.

Для более старших деток организуют экспресс-курсы: «подготовка к школе», «чтение», «быстрое чтение для младших школьников», «репетиторство для младших школьников». Сейчас в Москве популярны занятия ментальной арифметикой (это форма вычисления, основанная на системе устного счета, которая производится благодаря возможностям разума).

Курсы предпочтительнее делать непродолжительными – две-три недели достаточно. Многие родители спохватываются перед осенью, что ребенок не готов к школе.

Обязательно ставьте чтение и подготовку к школе отдельно: некоторые родители считают, что ребенок просто не умеет читать, а со всем остальным у него порядок. Данные курсы должны проходить в вечернее время, чтобы родители смогли привести тех детей, которые ходят в садик. Август для таких занятий вполне может стать успешен по набору групп.

Добавьте специальные летние курсы для тех, кто летом хочет отдохнуть или заняться чем-то другим. Если ребенок ходил к вам в течение сезона на танцы или пение, предложите ему всестороннюю увлекательную программу «Английский клуб», «Настольные игры», «Мультпарад», «Красивые поделки за час», «Детские квесты», «Наукоманию» или интенсив по программированию на компьютере.

Продолжительность таких курсов также следует делать небольшой – две-три недели.

Если у вас уже есть группа кратковременного пребывания не меньше чем на 4 часа, то советую ее тоже оставить – в летние месяцы она по-прежнему актуальна.

Не следует забывать о взрослых. Дети у бабушки, начальник в отпуске, и вечно занятые родители могут посвятить свое время саморазвитию и творчеству. Вечерние программы или курсы выходного дня для взрослых могут пользоваться неожиданным успехом в это время года. Предложите им «В отпуск с английским».

Женщинам – любое рукоделие. И, конечно, танцы и фитнес, ведь летом есть дополнительные стимулы заняться фигурой. Не забудьте и о скорочтении, оно в последнее время становится особенно популярным.

Не бойтесь избыточности предложений. Если начать готовиться к летнему периоду заранее, провести анкетирование и делать целенаправленные предложения посетителям, то набрать кратковременные группы вполне возможно.

Если вы видите, что группы не набираются, то за пару дней до старта можно принять решение не открывать их. Но возможностью предложить посетителям специальные летние программы не следует пренебрегать или игнорировать совсем.

Организуйте разовые мероприятия

Разовые мероприятия летом следует продолжать с той же активностью, что и в творческий сезон. Горожане, не уехавшие в отпуск, продолжают посещать концерты, спектакли и шоу.

Активно проводите дни рождения детей и мастер-классы. Наши разовые мастер-классы летом пользуются такой же популярностью, как и зимой. Веселое представление с развлекательной программой на день рождения для школьных друзей летом – повод встретиться и хорошо провести время вместе. Так что ваше учреждение культуры не останется без посетителей летом.