И.В. Несивкина: Готовить предпринимателей к социальной миссии

И.В. Несивкина: Готовить предпринимателей к социальной миссии

Выступление Ирины Владимировны Несивкиной, генерального директора Центра позитивных технологий Unity, эксперта Международной Академии менеджмента на Форуме экспертов в области управления 15 апреля 2019 г.

5 марта 2019 года Государственная Дума на пленарном заседании приняла в первом чтении поправки в Закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» в части закрепления понятия «Социальное предпринимательство» и «Социальное предприятие».  После окончательного принятия законопроекта у инвалидов, многодетных родителей, пенсионеров и людей предпенсионного возраста, выпускников детских домов и лиц, освобожденных из мест лишения свободы, появится больше возможностей трудоустроиться.

В связи с этим на повестку дня встает вопрос об образовательных программах, необходимых как для «социальных предприятий», так и для категории людей, относящихся к социально уязвимым группам граждан. И решать этот вопрос и задачи в связи с этим нужно незамедлительно, для того, чтоб учесть все тонкости и нюансы в этом непростом вопросе до принятия Закона.

Встает острая необходимость выработки четкой позиции и алгоритма разработки образовательных программ с учетом особенностей как социально ориентированных предприятий, так и категории людей для трудоустройства на этих предприятиях.

Первой задачей, которую необходимо решить при разработке контента образовательных программ – это разбивка программ по двум направлениям:

  1. Образовательные программы для «социальных предприятий», которые трудоустраивают те или иные социально уязвимые группы граждан.
  2. Образовательные программы непосредственно для социально уязвимых групп граждан. И это будут абсолютно разные программы, с учетом специфики той или иной группы, так как ментальность, способности и возможности разных групп очень отличаются. Например, многодетная мама и человек пенсионного возраста имеют разную физиологическую, умственную, психологическую активность. Не учитывать эти особенности каждой отдельно взятой группы, (а в случае с инвалидностью и подгрупп) мы не можем. Иначе вся деятельность по социальному предпринимательству останется на бумаге.

Для того чтобы разработать образовательные программы для социального предпринимательства, мы должны учитывать и соотносить сферу деятельности «социального предприятия» и возможности социально уязвимых граждан. Необходимо разработать реестр, по которому предоставляется трудоустройство тех или иных категорий граждан данного спектра.

Следующей, очень важной задачей при разработке образовательного  контента и его донесения до адресата, являются формы и способы образования как в социально ориентированных компаниях, так и для тех, кто будет трудоустраиваться в эти и такие компании. В век цифровых технологий и при государственной поддержке социального предпринимательства достаточно много разных форм для осуществления образовательного процесса,  как оф-лайн формата, так и дистанционных. Важно, чтоб содержание и форма подачи соответствовали адресату и удовлетворяли потребность в недостающих знаниях и навыках тех людей, которые в этом нуждаются. Чтоб решить эту задачу, необходимо провести мониторинг потребностей в знаниях под определенное направление трудоустройства разных социально нуждающихся групп. Этот мониторинг в дальнейшем проанализируют эксперты психологи, социологи, управленцы. Результаты мониторинга позволят точно сформировать область образовательного контента для разного потребителя в сфере социального предпринимательства. Это позволит оптимизировать процесс внедрения социального предпринимательства в малый и средний бизнес, а также – минимизировать риски.

Следующая задача, которую важно решить при подготовке и разработке образовательных программ – междисциплинарное взаимодействие. С учетом особенностей социально уязвимых групп граждан важно учесть все возможные факторы, влияющие на получение знаний, мотивацию и трудоспособность данной категории людей. Безусловно, над образовательными программами должны работать специалисты по разным направлениям, как узкопрофильные, касающиеся непосредственно знаний и навыков в профессии, так и специалисты, учитывающие особенности данных категорий людей.

Очень важной задачей при разработке образовательных программ является критерии отбора специалистов для подготовки образовательного контента. А так же педагогов, которые будут доносить этот контент до адресата.

И не менее важной задачей является – разработка системы быстрого реагирования, при которой возможна более легкая адаптация как «социальному предприятию», так и граждан, которые трудоустраиваются в социально ответственные предприятия. Эта система также должна быть разработана и внедрена. При помощи методического пособия с обеих сторон будут понятны права и обязанности, что позволит избежать конфликтов и недопониманий. А значит явится предпосылкой для успешной деятельности в сфере социального предпринимательства. Когда и если мы сможем учесть и решить эти задачи при разработке образовательных программ, то социальное предпринимательство сможет реализоваться и принести хорошие результаты как социальному предприятию, так и гражданам этой социальной группы, и в обществе в целом.