Ю.С. Зыкова: Компетенции руководителя в эпоху цифровизации

Ю.С. Зыкова: Компетенции руководителя в эпоху цифровизации

Зыкова Юлия Сергеевна – издатель и главный редактор журнала «Мир MBA»

Из выступления на Круглом столе «Формирование компетенций управленца будущего:источники и методы межпоколенческого взаимодействия» 26 февраля 2019 г.

Цифровизация предполагает быстрое изменение технологий производства, ускорение бизнес-процессов, увеличение объема данных, моральное устаревание оборудования, увеличение числа горизонтальных связей на всех уровнях взаимодействия и другие основополагающие изменения внутренней и внешней среды.
В этой связи требуются новые подходы к управлению, новые методы взаимодействия с окружающим миром и, в некоторой степени, настройка индивидуальных особенностей на решение текущих задач.
Стоит отметить, что базовым понятием, основой в эпоху цифровизации является информация. Бил Гейтс еще в 1999 году в интервью The Sunday Times отметил, что в новую эпоху: «от того, насколько эффективно вы управляете информацией, зависит, выиграете вы или проиграете».
Подготовка руководителей, основная задача которых состоит в том, чтобы эффективно управлять информацией, занимает особую нишу на мировом образовательном рынке.

Хотелось бы рассмотреть особенности подготовки и формирования компетенций Директора по данным, так называемого CDO (chief data officer) – руководителя, управляющего эко-системой данных в рамках отдельной компании.
По прогнозам McKinsey, до 2020 года в США сформируется спрос на 140–190 тыс. специалистов по работе с данными. Его генерируют уже не только технологические гиганты (такие как Netflix, Microsoft, Ebay, Linkedin, или новые «звезды» – Airbnb и Uber), но и компании из ритейла, промышленности, энергетики, финансового сектора и многих других отраслей. Мировые расходы компаний на деловую информацию оцениваются сегодня в $1,1 трлн./год. В среднем каждая компания тратит на информацию $38 млн./год. Т.к. использование информации как ресурса, монетизация больших данных предоставляет огромные возможности для роста и развития компаний.
Университеты США на бакалаврских, магистерских, PhD программах готовят специалистов IT-индустрии. Речь идет о менеджменте, управлении информационными системами, и таких программах как «Management Information Systems and Services», «Management Sciences and Quantitative Methods» и т.п. Подобные программы представляют собой синтез математических, технических и менеджерских дисциплин.
Что касается компетенций, то в идеале директор по данным (CDO) отвечает за определение, разработку и внедрение стратегии и методов, путем которых компания приобретает, анализирует и управляет данными. CDO также несет ответственность за выявление новых деловых возможностей для более эффективного и творческого использования данных.
В основе профессионального портрета CDO может лежать модель, предложенная компанией IBM в 2014 году в исследовании «The new hero of big data and analytics: The Chief Data Officer». Согласно этой модели, CDO сочетает бизнес-навыки, технологические навыки и «мягкие» коммуникативные навыки для управления изменениями, популяризации и активного сотрудничества в рамках всей организации.

В результате исследования IBM были сделаны следующие выводы:
1) CDO должен обладать знанием стратегии и опытом управления в бизнесе, чтобы быть способным оценить стратегическую ценность данных. CDO должен в полной мере обладать техническими знаниями и навыками для того, чтобы осуществлять контроль над процессом получения и обработки данных, их источниками, поставщиками данных и идентификацией данных. Также CDO должен уметь разрабатывать стандарты в отношении управления и использования информации.

2) Используя данные наряду с другими подразделениями компании, CDO должен обладать навыками ведения переговоров и лидерства для того, чтобы сотрудничать с другими субъектами, использующими большие данные в процессе работы. Чтобы быть эффективными, CDO должны создавать и поддерживать взаимоотношения с другими сотрудниками и группами на всех уровнях управления в компании. Поэтому лидерство, управление организационными изменениями и коммуникации являются важными компетенциями для CDO.
Таким образом, CDO должен быть компетентным в областях:
– управление бизнесом (стратегия и корпоративное развитие);
– технологические навыки (математическое моделирование, IT, автоматизация бизнеса и т.д.);
– «мягкие» коммуникативные навыки, в том числе лидерство.
Что касается соотношения профессиональных характеристик, специализации и индивидуальных характеристик как компонентов компетенции директора по данным, можно отметить, что основная роль в подготовке специалистов зарубежными университетами отводится, все же, знаниям и специализации, так называемым hard skills. Возможно, в ущерб формирования и развития «мягких навыков».