Михаил Головин: Менеджмент культурной деятельности в развитии человеческого капитала

Михаил Головин: Менеджмент культурной деятельности в развитии человеческого капитала

Михаил Сергеевич Головин, член-корреспондент Международной Академии менеджмента, директор Государственного бюджетного учреждения культуры города Москвы «Дом культуры «Нагатино», почетный работник культуры города Москвы – выступление на Круглом столе “Управление развитием человеческого капитала”

Культура предполагает духовный и материальный прогресс человечества во имя качественного совершенствования всех сторон общественного жизнеустройства.

Первоначально под человеческим капиталом понимались знания и навыки, воплощенные в человека, которые играют важную роль в определении производительности труда и способности осваивать новые знания и технологии, инновации, что способствует увеличению дохода и благ. Сейчас же понятие человеческого капитала существенно расширилось: в него включили инвестиции в воспитание, образование, науку, в здоровье людей, в информационное обслуживание, в культуру.

Наука и образование, изолированные от культуры, задействуют, прежде всего, интеллектуальные способности человека, оставляя на периферии внимания его духовные основы – нравственные нормы и ценностные установки. Именно поэтому в развитии человеческого капитала императив должен быть предоставлен именно культурному развитию. капитала.

Культура открывает перед человеком колоссальные возможности по изменению своего бытия путем самореализации личности, определения смысла жизни и поиска своего предназначения, максимального раскрытия творческих созидательных способностей, в том числе и через осознание духовной ценности труда.

В конечном счете активное участие людей в обустройстве своей жизни через сознательное отношение к своим социальным ролям позволит согласовать мировоззренческие установки общественного сознания со скоростью и масштабами предпринимаемых социально-экономических преобразований, а значит, подготовить людей к жизни и работе в новых условиях цифровой экономики.

Основными целями государственной культурной политики являются «формирование гармонично развитой личности и укрепление единства российского общества посредством приоритетного культурного и гуманитарного развития». В формировании подобных разносторонних личностей есть и сугубо практический смысл: именно такого рода созидатели являются локомотивом прогресса, и процветание страны зависит от них. Поэтому увеличение числа духовно развитых, творческих и социально активных людей – главнейшая задача и менеджмента и государства.

Теперь позвольте мне поговорить об основной проблеме, которая связана с развитием культурного человеческого капитала в разные периоды его жизни.

С современной школе мы видим наметившуюся тенденцию к узкой специализации с довольно раннего возраста, что ведет на взгляд экспертов к потере метапредметных знаний, умений и навыков. Культурное развитие в системе дополнительного образования может стало тем необходимым звеном, которое эту проблему решает. Проекты, которые сейчас реализуются на стыке системы образования и культурного менеджмента имеют весомое значение для развития культуры у детей и молодежи. Урок в музее, театр в школе, искусство детям, сохранение большими усилиями бесплатности музыкального, художественного и хореографического дополнительного образования, повышение его доступности и актуализация – все эти проекты дают возможность говорить о том, что доступ к культуре есть и у детей, и у молодежи.

С другой возрастной стороны, проект “Московское долголетие” смог показать каким важным для людей старшего поколения является творческая самореализация. То, что я ежедневно вижу в своей работе – это преображение пенсионеров, которые начинают ходить на эти занятия. Пение, танцы, художественное творчество, оздоровительные и образовательные программы, да и просто душевное общение со сверстниками действительно способны вдохнуть абсолютно новые стимулы и желание жить полноценной активной жизнью в наше старшее поколение.

Таким образом, оказывается, что на государственном уровне сложнее всего охватывать именно людей среднего возраста: работающих на предприятиях и в бизнесе, не включенных в государственную образовательную структуру или в проекты для пенсионеров. Даже огромный выбор коммерческих и государственных мероприятий, концертов, спектаклей, выставок предоставляют людям среднего возраста лишь необходимый доступ к культурному развитию, но не всегда мотивирует его к нему.

Все мы прекрасно понимаем, что в стремительно меняющемся мире молодежи и людям среднего возраста неизбежно придется доучиваться, повышать квалификацию, осваивать новые области знания и сферы деятельности. Сейчас много делается для создания условий к непрерывному образованию путем развития курсов повышения квалификации, переподготовке к меняющимся трендам и условиям труда. Но и жизнь тоже стремительно меняется. А человек, который на 30-40 лет выпадает из культурного развития, попадает в культурный вакуум может сильно деградировать в этом, что скажется и на всех сферах его жизни. Если у работника не хватает времени на культурное развитие – в качестве потребителя лучших памятников культуры и искусства или включенность в процесс творческой самореализации – то есть большая вероятность падения и корпоративной культуры предприятий, что может приводить и к выгоранию, профессиональному и личностному.

И мотиватором для культурного развития работников может стать именно работодатель. Ведь для многих работников сегодня доступ к дополнительному, в том числе и культурному развитию становится частью рационального жизненного проекта, способного повлиять на выбор как работы, так и места жительства.

У предприятий и бизнеса существует замечательный пример, который заботится о качестве человеческого капитала – добровольная медицинская страховка. Если говорить о синергии бизнеса и культурного менеджмента в культурном развитии людей среднего возраста, то наш опыт позволяет наладить эффективное взаимодействие и в сфере “Культурной страховки”, обеспечив высокий уровень как вовлеченности работающих людей в процесс творческой самореализации, так и приобщения их к великим образцам многовековой и современной культуры и искусства. Мы можем обеспечить силами Культурных центров организацию специальных творческих программ для работающих людей, как на базе культурных центров, так и на базе предприятий. Наметить программу по посещению сотрудниками организаций и предприятий учреждений культуры: музеев, театров, концертных залов или организации концертов, спектаклей, интересных лекций по искусству в рамках рабочего или внерабочего времени. Все это, безусловно, сыграет важную роль в развитии культурного человеческого капитала, а также будет способствовать и развитию корпоративной культуры организаций и привлекательности работодателей для работников.