В.И. Щербаков: О формах и методах наставничества в практике деятельности промышленного предприятия

Прошедшая 17 октября в РЭУ им. Г.В. Плеханова Научно-практическая конференция «Форум наставничества: опережая будущее» собрала много ярких спикеров. В течение своих выступлений они поднимали острые проблемы и предлагали варианты их решения. Один из выступающих – президент Международной Академии менеджмента, доктор экономических наук, профессор, Владимир Иванович Щербаков, выявил в прозвучавшем главную мысль: для того, чтобы повысить производительность труда, необходимо разбудить дух людей, дать им мотивацию.

По его словам, основная проблема общества в отсутствии “горения”, желания что-то делать, и неспосбности продвижения новых идей.

Мотор работает от желания что-то делать, – рассказывает Владимир Иванович, –   Я 50 лет занимаюсь машиностроением, у нас выработался такой термин при обсуждении кого-либо: “У него бензин в крови есть?” Если человек что-то не знает, мы ему поможем и научим, а вот если “бензина” нет, все это абсолютно бессмысленно”. 

Щербаков подчеркнул, что добиться повышения производительности труда можно через развитие творческих способностей малого и среднего бизнеса, всего предпринимательства.

Производство и наставничество связаны между собой. И вопрос не столько в том, чтобы развить предпринимательство среди населения. Из мировой статистики известно, что только 4-5% населения способны вести самостоятельный бизнес. Больше того, из тех, кто начинает своё дело, до конца жизни им занимаются примерно 1%. Остальные вылетают, потому что это очень тяжелый и нервный процесс. 

В качестве примера Владимир Иванович приводит фрагменты из своей биографии:

Я вот участвовал в строительстве ВАЗа и КАМАЗа, мы там работали по 18 часов семь дней в неделю и более насыщенной жизни себе не представляли. Потом работал в правительстве, там вообще был сумасшедший дом. Но только когда занялся частным бизнесом понял, где сложнее всего. Здесь мозг никогда не отключается, просто- никогда. 

Ситуация в современном бизнес-сообществе

В Советском Союзе все министры и работники министерств были производственниками, технарями. Под это дело были разработаны и методы управления. Тогда понимали, что самый лучший металлург в стране- министр металлургической промышленности, лучший автомобилист- министр автомобильного транспорта. Их всех заменили и сегодня среди министров нет практически ни одного специалиста.

В такой ситуации начал развиваться другой процесс, который уже был уже в истории. Помню замечательную фразу Рейгана, который обучал Горбачева: “Михаил, рыночная экономика устроена очень просто. Если видишь любое движение- облагай налогом, видишь, что оно остановилось – субсидируй”. Вот и вся логика. 

А что сегодня происходит? У нас вопрос не в том, что нет предпринимателей и инвестиций. На счетах предприятий лежат 30 триллионов и их никуда не вкладывают. Есть предпринимательская среда. Там каждый должен рассматривать свою карьеру. 

Сегодня в мире без серьезных фирм типа «Газпром», «Роснефть» и им подобных мы никто. По сравнению с тем, каким был СССР, наше влияние ничтожно, ведь он давал 20-22% мирового промышленного продукта, а мы сегодня- только в пределах 2%. 

Вопрос заключается в том, на что нам сегодня сделать ставку – на то, чтобы появились инженеры, конструкторы, мастера, хорошие рабочие, или на то, все занялись торговлей или производством хозяйственных мелочей? Да, так можно прожить, но есть ли в этом нужда государства?

Щербаков предложил всем выступающим сделать акцент на том, как добиться увеличения производительности труда и как воспитать людей, которые придут работать на производство. Без этого, по его мнению, никаких 5% быть не может.

“У нас в стране очень трудно получить субсидию. Для этого нужно пройти целый круг. Давайте исходить из реальности нашей жизни”. 

Акцент на подготовке рабочих

Немаловажный момент, по мнению спикера, наличие грамотных, увлеченных рабочих, которые умеют и хотят заниматься своим делом. В сельском хозяйстве, например, средний возраст механизаторов -55 лет и если они уйдут на пенсию, то работать там будет просто некому. На заводах нет людей, которые хотели бы работать. Стране просто нужны инженеры. Как их воспитать? Можно ли это сделать?

Это вопрос к системе образования. Что это, система, которая воспитывает человека и готовит его к реальной жизни, или это услуги по продаже студентам знаний. 

С учетом того факта, что почти вся сегодняшняя управленческая элита, это чьи-то талантливые жены и сыновья, мне вообще непонятно, зачем вообще учить молодёжь бизнесу. Я сторонник консерватизма, мне нравится такое высказывание Теодора Рузвельта: “Если у вас что-то получается- продолжайте это делать. Если вам что-то не удаётся- продолжайте это делать”.

Сам Владимир Иванович поступает именно так. Для того, чтобы отобрать кадры, около пяти раз меняет персонал. Дело в том, что каждое производство отличается своими специфическими требованиями к работникам. Талантливых людей не так уж много, а работать надо всем. На современном производстве нужны абсолютно дисциплинированные работники, абсолютно профессиональные, очень опытные, с высокоразвитой интуицией. Наоборот, в автомобилестроении нам не нужны талантливые, инициативные и не прогнозируемые рационализаторы. Ты должен делать все точно так, как предписано по стандарту. Операции обязаны быть сделаны одинаково надежно. В автомобиле более 20 тыс деталей каждая из них должна прийти в точку производства секунда в секунду. Следовательно, в этой цепочке все должны работать в одинаковом ритме. 

Личный пример

На завод “Автотор”, который долгое время возглавлял Владимир Иванович, никто не может поступить на высокие разряды рабочей сетки. Берут только на низкие, а выше продвигают тех, кто трудился достаточно долго. Это можно назвать системой профессионального роста рабочих.

Сотрудник должен обязательно пройти первичное обучение. В ходе его делается проф. отбор, специалисты обращают внимание, кто как может работать, смотрят и на психофизическую составляющую. В каждой бригаде у человека есть официальный наставник, выбранный из числа наиболее опытных работников и получающий за это деньги. Наставник обязан обучить новичка организации труда, рассказать, как правильно одеваться обуваться и т.д. Но самое главное, он следит за тем, как обучаемый делает операции. Важно, чтобы рабочий на протяжении всей смены делал все с одинаковым качеством.

После обучения человек должен освоить все операции в бригаде, тем самым он нарабатывает прибавки к зарплате, получает материальный стимул совершенствоваться. Каждый год весь персонал проходит переобучение, обязательно сдают экзамены. Только после этого можно повышать разряд или получать другую должность.

В «Автотор» было создано два вида трудоемкости: оплачиваемая и технологическая. За одну отвечает технолог, за другую- линейный персонал. Их зарплата зависит от того, как движутся эти показатели. Рабочим платят за освоение этих трудоёмкостей. Руководство агрегированно учитывает повышение производительности труда и совмещает его с ростом фонда оплаты.

В современном производстве без наставничества добиться качества невозможно. 

“Что особенно важно для молодых ребят, – продолжает Владимир Иванович, – которые через время придут на производство, им придётся понять, что попадают они в самый тяжелый период. Мы сегодня стоим на пороге НТР так же, как стоял СССР в 78-83 годах. Сегодня начали говорить о цифровизации, но понимания этого в нашей стране нет. На самом деле, она радикально меняет все, даже представить трудно, насколько”. 

Человечество добилось изменения использования возобновляемых нетрадиционных источников энергии. Центральный вопрос в двигателе- степень сжатия. Бензиновый двигатель самый выгодный на сегодня. С дизельным уже сложнее, поэтому там ставится специальная аппаратура, достаточно сложная. Точность изготовления его на порядок выше бензинового. Да и оборудование гораздо дороже. 

А теперь мы переходим к электродвигателям и водородному топливу, поэтому старые технологии становятся не нужны. Целые отрасли начнут преобразовываться. Вот чем надо будет заниматься. 

Сегодня одной из самых высоких технологических точек в мире является производство автомобиля BMW – в нем около 1,5 тысяч деталей. А в автомобиле Тесла их всего 120! Представляете, какая экономия!

“В этот мир придёте работать вы, – свое выступление Щербаков закончил обращением к студентам, – скорость изменения и широта вашего образования должны быть радикально другие. Глубину можно освоить, важно охватить больше пространства, чтобы потом его синтезировать на конкретное действие. Будет тяжело, если не начать заниматься этим прямо сейчас. Удачи вам и всем хороших наставников!”