Е.Г. Бородина: Профессиональное выгорание менеджера. Как быть?

Е.Г. Бородина: Профессиональное выгорание менеджера. Как быть?

Тезисы выступления на Форуме экспертов в области управления 15 апреля 2019 года

Медики уже давно бьют тревогу, диагностируя «синдром менеджера» или «синдром хронической усталости».
За последний год продажи антидепрессантов в нашей стране выросли на 14,5 %, а за последние 5 лет увеличились вдвое (РБК). Употреблять антидепрессанты становится делом обычным, если не модным. Давайте попробуем определить, когда мы можем говорить о выгорании.

1. Тяжелые, диагностированные заболевания – сердечно-сосудистой системы (инфаркт, инсульт), гипертонические кризы, другие заболевания вследствие больших нагрузок на работе и в социуме, панические расстройства.
2. СХУ или «синдром менеджера» – следствие «несбалансированной эмоционально-интеллектуальной нагрузки». Симптомы: сон, не приносящий отдых, нарушения сна – чуткий, тревожный сон, бессонница, сбивание ритмов, немотивированное раздражение, снижение способности сконцентрироваться, фарингит, простудные заболевания, снижение настроения.
3. Состояние ровное, но настроение снижено, растет недовольство и напряжение, дома не хочется говорить о работе, даже если это новый проект, ощущение, что вы попали в «день сурка», не радует погода, раздражают пробки, на работе участились конфликты, или наоборот, стало как-то неинтересно.

Во всех трех случаях речь идет о разных стадиях эмоционального выгорания. Спросите себя, как часто в течение одного дня я произношу или думаю: надоело, хочу в отпуск, хочу к морю, клиенты замучили, шеф …, коллега …, пробки эти!!!, погода непонятная, цены подняли, да зачем мне этот геморрой, жесть, жуть, не успеваю, достали … Вот это и есть констатация ситуации напряжения, стресса, а порой и вынужденного длительного напряжения. И это касается не только ТОП-менеджмента, когда руководитель «выгорел», ситуация каскадируется дальше, на руководителей среднего звена, на рядовых сотрудников.
Любовь Корпачева (Lyubov Korpacheva)): «В мире происходит увеличение совокупного ОБЪЕМА ЗНАНИЙ. Есть вторая проблема, под названием “УСЛОЖНЕНИЕ ЗНАНИЙ”. Новая система образования с презентациями во втором классе, галочками вместо экзаменов …гаджеты, системы упрощения жизни убивают в нашем свежем, юном, ленивом неокортексе способность к систематизации и критическому мышлению. Мы перестаем думать, господа. В итоге, всю новую, сложную информацию будут вывешивать на первых страницах интернета, а мы, в скором времени не сможем ее обработать и понять». И эти обстоятельства будут усиливать стресс, усиливать скорость эмоционального выгорания.

По различным исследованиям (как правило, в городах – мегаполисах), а также в результате тестирования, которое мы проводим на различных корпоративных мероприятиях и тренингах, около 70 процентов сотрудников НЕ любят свою работу. Если не сказать жестче – совсем не любят. При этом, в этих же опросах выясняется, что 70 процентов сотрудников БОЯТСЯ потерять работу.

Возникает внутриличностный конфликт: «Не хочу, но надо». Соответственно, сколько бы мы ни применяли мер по внедрению разных форм материальной и нематериальной мотивации, ни внедряли корпоративную культуру, ни поддерживали лояльность к бренду, это все будет пустыми затратами, если сотрудник изначально не хочет работать.

Кстати, в перечне часто встречающихся опечаток в электронном формате слово «работа» заменяют словом «рвота».«Совпадение? Не думаю».

В результате опросов мы попытались выяснить, что же больше всего напрягает сотрудников. Вариантов ответов было не так уж много:

1. Потери времени на бесконечных и бессмысленных совещаниях.
2. Непонятные, противоречивые, нечеткие распоряжения руководителей среднего звена. При этом очень часто отмечают грубость и уничижительное отношение к сотрудникам и нежелание брать на себя ответственность за результат.
3. Интриги и сплетни. «Человеческий фактор»

И ни разу в опросах не было таких определений, как «мне не нравится бухучет», «я не люблю маркетинг», «мне не нравится быть инженером», и так далее. То есть, довольно часто сама по себе профессия человека устраивает.

Значит, справедливо было бы говорить не о профессиональном, а об эмоциональном выгорании. И нужно ли развивать тех, кто изначально не хочет работать? Эффективнее и дешевле развивать тех, кто настроен на карьеру, чем убедить работать качественнее тех, кто не хочет за те же деньги.

Большинство менеджеров, которые приходят на карьерную консультацию, также говорят именно об этом.
Запросов на коучинг становится все больше. И это не дань моде, а насущная необходимость быстро принимать решения, причем нетривиальные, при этом нести за них ответственность, да еще учиться, разучиваться и переучиваться, как предписывает мудрый Тоффлер, иначе просто не успеть за временем, а молодое поколение уже наступает на пятки.

Вопрос, который я задаю клиентам: скажите пожалуйста, какое у вас любимое блюдо или напиток, именно то, что приносит некоторую радость и дает возможность переключиться, а если вам хорошо, добавляет удовольствия? Ответы порой просто потрясают: «А что говорить – завтрак 8 минут, обед 12». Или: «После 45 стал следить за здоровьем, и уже почти 10 лет ем только полезную еду. Я привык… А вкусно ли?.. Я стараюсь не думать об этом…», «Я не мог вспомнить, что такое вкусное я люблю…»

Мы перестаем обращать внимание на самое главное – на себя. Не в том, что не ходим в сортзал, не покупаем вещи, не читаем, не встречаемся с друзьями…Нет! Мы перестаем жить осознанно.

Желудок честнее головы, его может вытошнить

Чингиз Айтматов


Думающие собственники и директора прекрасно знают эти проблемы. Появление коучей, людей, о голову которых можно подумать, как сказал один клиент, закономерно. Проблема лишь в уровне квалификации. Однако, коучинг нужен не только первому лицу, а также ключевым фигурам.

Многие мои коллеги активно и плодотворно работают в направлении развития осознанности, смысловых, экзистенциальных подходов к развитию как отдельных личностей, так и систем. Константин Павлов, директор ВЕГИ, активно развивает Кливлендскую модель работы с большими группами в корпорации, или Кейп Код модель для малых групп, индивидуального консультирования, делает огромную работу по обучению коучей, замечательная Anastasia Totok, работающая в направлении построения экостистем в межгосударственных программах, опираясь на походы «Теории U» Отто Шармера. Все они основаны на понимании того, что с нами происходит на самом деле.

Сегодня в своем небольшом выступлении обращаю ваше внимание на «умение обращать внимание». Это основа осознанности, позволяющей нам жить полноценно, не позволяя стрессу вводить нас в клинч, оставаться творцом, созидателем, реализовывать себя профессионально, быть значимым в социуме, а говоря простыми и понятными словами – улучшать качество своей жизни посредством увеличения радости в ней.

Поделиться ссылкой: